В условиях современного общества, где вопросы доверия к институтам государственной власти становятся все более актуальными, этика государственных служащих играет решающую роль в обеспечении эффективного и справедливого функционирования всей государственной службы. Это особенно важно, потому что от профессионализма и честности госслужащего зависит не только качество работы госаппарата, но и уровень доверия граждан к госаппарату.
Согласно Этического кодекса государственных служащих Республики Казахстан служебная этика государственных служащих основывается на принципах добросовестности, честности, справедливости, открытости, вежливости, клиентоориентированности и эти принципы необходимы для поддержания их профессионализма.
Профессионализм государственного служащего — это не только знания и навыки, но и умение работать в соответствии с высокими моральными и этическими стандартами. Он включает в себя не только знание законов и нормативных актов, но и способность эффективно применять эти знания на практике, способность принимать обоснованные и справедливые решения, способность адаптироваться к изменениям, развивать свои навыки, обучаться новым подходам в работе, готовность работать в интересах государства и общества.
Этика государственной службы неразрывно связана с этим понятием. Профессионализм госслужащего невозможно представить без соблюдения норм служебной этики, которые устанавливают правила поведения и взаимодействия с гражданами, коллегами и обществом в целом. При этом госслужащие должны обладать высоким уровнем ответственности. Каждый госслужащий должен осознавать свою ответственность за принимаемые решения. Это не только ответственность перед законом, но и перед обществом. Служащий обязан работать в интересах граждан, быть нейтральным и беспристрастным, принимать решения без предвзятости и дискриминации, повышать качество госуслуг, бороться с коррупцией, обеспечивать равенство всех перед законом, постоянно совершенствовать свои знания и быть готовым к изменениям в законодательстве, чтобы эффективно и справедливо выполнять свои обязанности.
Госслужащий должен быть прозрачным в своей деятельности, готовым предоставлять информацию о своих действиях и решениях. Открытость позволяет укрепить доверие граждан к государственным институтам и убедиться в том, что решения принимаются на основе объективных и достоверных данных, а не скрытых интересов. Прозрачность способствует предотвращению коррупционных схем и манипуляций.
Для обеспечения неукоснительного соблюдения государственными служащими указанных требований Департаментом Агентства РК по делам государственной службы по Акмолинской области проводится целенаправленная комплексная работа, которая включает не только контроль в сфере соблюдения норм Этического кодекса, но и организацию мероприятий информационно-разъяснительного, профилактического характера. В 2024 году организовано 90, а за истекший период текущего года 6 мероприятий, в том числе брифинги, встречи, семинары, заседания и другие.
При этом профилактические меры – это не единственный инструмент обеспечения законности. В данном контексте нельзя не отметить особую роль контрольных мер, которые включают анализы, проверочные мероприятия и мониторинг. Систематический анализ помогает выявить потенциальные риски и проблемы до того, как они перерастут в более серьезные правонарушения. К примеру, Департаментом проведен анализ дисциплинарной практики государственных органов по итогам 2024 года, в ходе которого установлены различные нарушения действующего законодательства, а именно, уполномоченные лица налагали на государственных служащих взыскания без проведения служебного расследования при отсутствии согласия служащего, в отдельных случаях и вовсе перед изданием акта не истребовали письменное объяснение. Также имеют место факты привлечения служащих к дисциплинарной ответственности несмотря на истечение сроков наложения взыскания. Подобные факты свидетельствуют о грубом нарушении порядка наложения взыскания и гарантированных прав служащего.
Также Департаментом проведен анализ деятельности территориальных подразделений центральных государственных органов и местных исполнительных органов по соблюдению ограничения, связанного с запретом использования служебного автотранспорта в личных целях. В рамках анализа Департаментом установлен 21 факт использования служебного автотранспорта в неслужебных целях.
Кроме того, Департаментом совместно с дорожно-патрульной службой Департамента полиции Акмолинской области проведены рейдовые мероприятия по выявлению фактов использования служебного автотранспорта в личных целях в выходные дни.
По итогам анализа к дисциплинарной ответственности привлечено 13 лиц, из которых за использование служебного автотранспорта в личных целях 9 лиц, за отсутствие должного контроля 2 руководителя государственных органов и 2 за иные нарушения связанные с необоснованными выплатами командировочных расходов и ненадлежащим оформлением командировки.
Обеспечивать сохранность государственной собственности, использовать государственное имущество только по целевому назначению является прямой обязанностью каждого служащего. Согласно Этического кодекса госслужащие не должны преследовать неправомерные финансовые и имущественные интересы, препятствующие добросовестному выполнению служебных обязанностей. Поэтому одним из ключевых аспектов профессиональной деятельности госслужащего — является неукоснительное соблюдение закона. Это не только моральная обязанность, но и основа функционирования правового государства.
Думан Абилев, руководитель Департамента Агентства РК по делам государственной службы по Акмолинской области, председатель Совета по этике