Вопрос повышения эффективности государственного управления Глава государства впервые поднял в Послании 2019 года и предложил концепцию «Слышащего государства». Эта идея нашла отражение в рамках фундаментального принципа «не человек для государства, а государство для человека».
Мы видим, что концепция «слышащего государства» стала важной идеей, способствовавшей обращению государственного аппарата к народу, открывшей путь к формированию новой политической культуры в стране, положившей начало качественным изменениям в управлении государством. Президент подчеркнул, что сейчас работа государственного аппарата постоянно модернизируется, носит открытый, справедливый, ориентированный на человека характер.
Все мы являемся свидетелями, что на сегодняшний день работа госаппарата активно модернизируется, постоянно совершенствуясь, становится все более открытой, справедливой и ориентированной на потребности граждан.
Глава государства в своем Послании подчеркнул, что меняется культура взаимодействия между обществом и структурами власти. Формируется новая модель поведения госслужащих, в которой приверженность принципам открытости и справедливости выступает основополагающей.
В целях дальнейшего совершенствования государственной службы в июле этого года была утверждена Концепция развития государственной службы Республики Казахстан на 2024–2029 годы (далее — Концепция). В рамках ее реализации планируется разработка нового Закона «О государственной службе», который будет по-новому определять миссию, задачи и требования к госслужбе.
Данный закон не будет ограничиваться регулированием таких трудовых отношений, как поступление на госслужбу, ее прохождение и прекращение. Он закрепит модель поведения государственных служащих, основанную на принципах клиентоориентированности. Это, несомненно, будет способствовать повышению качества и уровня культуры в сфере предоставления государственных услуг и гармонизации отношений между госслужащими и населением.
Выстраивание единой экосистемы работы с обращениями позволит лучше понимать потребности и запросы граждан. В связи с этим государственные органы должны будут уделять больше внимания анализу обращений для повышения эффективности своей работы.
Данный подход позволит систематизировать накопившиеся проблемы, решать их, а также предотвращать возникновение новых и тем самым обеспечивать своевременное принятие конкретных решений по тем или иным вопросам. Другими словами, мониторинг направлен на осуществление эффективной работы в борьбе с последствиями различного рода проблем и выявление их причин.
Согласно Концепции видение развития государственной службы охватывает три основных направления: формирование модели государственной службы, основанной на принципах сервисности и клиентоориентированности, профессионализация государственной службы, совершенствование и управление НR-процессами. Также для цифровых решений в развитии государственной службы будет использован потенциал ИИС «Е-қызмет».
Данные три направления формируют основу для построения современной, эффективной и открытой государственной службы, способной адаптироваться к изменяющимся условиям и эффективно решать стоящие перед государством задачи.
В современном мире активно развивается борьба за человеческие умы и поиска талантов, ставшая приоритетной задачей как для государственного, так и для частного секторов.
Сложившиеся условия конкуренции мотивировали государство упростить в 2023 году процедуру поступления на низовые должности госорганов районного и сельского уровней лучших выпускников высших учебных заведений.
Также было предусмотрено внеконкурсное назначение лиц, успешно окончивших Академию госуправления при Президенте Республики Казахстан на государственные должности.
Создание Президентского молодежного кадрового резерва стало одним из ключевых направлений в управлении талантами. В текущем году были сформированы региональные кадровые резервы.
На сегодняшний день в области 21 выпускников ВУЗов, 4 выпускника Академии, 1 член Президентского молодежного кадрового резерва, 1 член регионального кадрового резерва назначены на различные государственные должности вне конкурса.
Развитие государственной службы будет основываться на следующих принципах:
— прозрачность и открытость: все процедуры найма и продвижения максимально открыты и понятны для общества;
— меритократия: отбор на государственную службу и продвижение по службе основываются на заслугах, компетенциях и профессиональных навыках;
— гибкость: внедрение новых гибких подходов, инноваций и технологий, позволяющих повысить эффективность государственной службы;
— непрерывное обучение: профессиональное развитие государственных служащих для повышения их квалификации и эффективности работы;
— клиентоориентированность: работа на опережение, ориентация на конечный результат и обеспечение доступности;
— прагматизм: главенство применения различных инструментов для достижения практической пользы и эффективности;
— ответственность и подотчетность: усиление ответственности государственных служащих за принимаемые решения и действия перед гражданами и государством. Соблюдение высоких этических стандартов в работе, эффективное противодействие коррупции.
В целом, как отмечалось выше, в соответствии с концепцией будет разработан новый закон о государственной службе. В нем планируется внести ряд изменений по поступлению и прохождению государственной службы.
Это веление времени, потребность в оперативных и эффективных управленческих решениях приводит к увеличению требований, возлагаемых на государственную службу.
Главой государства был подписан закон которым внедряются ограничительные и стимулирующие нормы, направленные на снижение игровой зависимости населения. Так, расширен список лиц, которым запрещается участие в азартных играх/пари.
В частности, ограничено участие лиц, занимающих ответственную государственную должность, уполномоченных на выполнение государственных функций, лиц, приравненных к ним, в азартных играх или пари посредством введения антикоррупционного ограничения по участию в них. Теперь госслужащие, военнослужащие, сотрудники специальных и правоохранительных органов, руководители бюджетных организаций также не смогут участвовать в азартных играх/пари. За несоблюдение ограничения предусмотрено их увольнение.
Подобные изменения необходимы, так как из года в год растет число лиц вовлеченных в участие в азартных играх, и мы прекрасно пониманием какие последствия это несет для человека, его семьи и а в отдельных случаях и государства.
Ни для кого не секрет что государственный служащий в силу занимаемой должности наделен должностными полномочиями и кругом обязанностей направленных на осуществление административно-хозяйственных и организационно-распорядительных функций в государственных органах.
Что подразумевает предоставленное в установленном законом порядке право управления и распоряжения имуществом, находящимся на балансе организации, в том числе деньгами, находящимися на банковских счетах.
А игровая зависимость госслужащего может способствовать совершению неправомерных мошеннических и иных действий связанных с использованием им своего положения.
Есть ряд примеров, когда категория лиц, для которых введен запрет, проигрывали государственные деньги на ставках. Поэтому подобный запрет крайне необходим.
В целом, мы уверены, что все законодательные изменения и другие меры, принимаемые в данном направлении, будут способствовать кардинальному решению указанных проблемных вопросов и достижению намеченных позитивных целей.
Думан Абилев, руководитель Департамента Агентства РК по делам государственной службы по Акмолинской области, председатель Совета по этике