Для оптимизации рабочего процесса, повышения эффективности труда и соблюдения сроков выполнения задач не обойтись без четкого планирования и контроля использования рабочего времени. Понятие «рабочее время» означает период, в течение которого сотрудник исполняет трудовые обязанности. Длительность периода зависит от условий трудового распорядка рабочего дня. Четкая организация рабочего времени в равной степени необходима и руководителю, и подчиненным. Контроль со стороны руководителя поддерживает рабочую дисциплину в коллективе и гарантирует справедливую оплату труда. Законодательство не запрещает задействовать сотрудников для выполнения профессиональных обязанностей в другое время.
Однако, зачастую государственными органами права работников нарушаются, и не каждый работодатель стремится исправить все нарушения трудового законодательства, а работники, в свою очередь не спешат отстаивать свои права.
Основными причинами нарушений работодателями трудового законодательства являются:
- игнорирование действующего трудового законодательства;
- правовая неграмотность большого числа работодателей;
- правовой нигилизм отдельных работодателей, не желающих исполнять трудовое законодательство.
Не каждый работник пойдет жаловаться из-за отсутствия времени, или из-за страха быть уволенным.
Нарушение трудового законодательства, происходит еще и от отсутствия контроля за его выполнением. Работодатели считают: что может быть до нас и не дойдет.
Поэтому законодательные поправки по наделению Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы компетенцией по мониторингу соблюдения режима рабочего времени являются, как нельзя кстати, своевременным и необходимым инструментом для ужесточения ответственности работодателя за нарушение трудового законодательства.
Подтверждением этому служит утвержденные приказом Председателя Агентства Правила проведения мониторинга соблюдения режима рабочего времени государственными органами
Так, данными Правилами предусмотрено, что мониторинг соблюдения режима рабочего времени государственными органами осуществляется должностными лицами уполномоченного органа без посещения, а также с посещением государственного органа.
Мониторинг без посещения государственного органа осуществляется на постоянной основе.
Источником мониторинга без посещения являются сведения, отраженные в информационных системах, данные, предоставляемые государственными органами в уполномоченный орган либо его территориальные подразделения, данные системы контроля и управления доступом, публикаций в средствах массовой информации и социальных сетях.
В том числе государственные органы ежеквартально предоставляют в уполномоченный орган и его территориальные подразделения данные о результатах учета рабочего времени государственных служащих.
Мониторинг с посещением государственного органа осуществляется согласно плану посещения государственных органов (далее – План) не реже одного раза в течение одного квартала.
Планы утверждаются уполномоченным органом и его территориальными подразделениями на один год и заблаговременно направляются в заинтересованные государственные органы.
В целях обеспечения неукоснительного соблюдения государственными органами режима рабочего времени соответствующий мониторинг с посещением государственного органа может осуществляться на внеплановой основе, но не более двух раз в год.
Должностные лица уполномоченного органа и его территориальных подразделений в целях осуществления мониторинга имеют право беспрепятственно входить в здания государственных органов при предъявлении идентификационных карт.
В ходе посещения должностные лица уполномоченного органа и его территориальных подразделений могут истребовать пояснения, а также использовать технические средства фиксации.
Факты нахождения государственных служащих на рабочем месте вне рабочего времени актируются должностными лицами уполномоченного органа и его территориальных подразделений.
При необходимости для проведения мониторинга соблюдения режима рабочего времени с посещением государственного органа могут привлекаться уполномоченные по этике и представители общественности.
Результаты мониторинга соблюдения режима рабочего времени направляются в адрес государственных органов для принятия мер реагирования, в том числе по профилактике и недопущению нарушений режима рабочего времени.
За несоблюдение вышеуказанной нормы, статьей 89 Кодекса Республики Казахстан Об административных правонарушениях, предусмотрена административная ответственность.
При этом необходимо отметить, что незаконное превышение работодателем либо принимающей стороной нормальной и сокращенной продолжительности рабочего времени и ежедневной работы (рабочей смены) влечет предупреждение, а в случае повторного нарушения предусмотрен штраф.
Из всего вышеизложенного можно сказать, что данные Правила дают гарантию работнику, в том, что его права будут соблюдены, а работодателя обязывают выполнять законодательство в полном объеме.
Ануар Тиесов, главный специалист управления контроля в сфере государственной службы Департамента Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы по Акмолинской области